Как разобрать китайскую грамоту (Коммерсантъ)

15.09.2014
Как разобрать китайскую грамоту (Коммерсантъ)
Российско-китайские проекты в энергогенерации

http://www.kommersant.ru/doc/2567434
http://www.kommersant.ru/doc/2567331

Усиливающиеся западные санкции заставляют власти и бизнес в России демонстративно разворачиваться в сторону Юго-Восточной Азии и, в частности, Китая. Неформальные ограничения, которые до сих пор действовали в отношении китайских инвесторов, сняты. Визиты, деловые советы и комиссии настойчиво предлагают им проекты в самых разных отраслях. Однако власти КНР, хотя и не против воспользоваться окном возможностей, явно не намерены делать бесплатные подарки, и ожидания Москвы относительно потенциала сотрудничества рискуют оказаться завышенными. (…)

Наиболее масштабные идеи совместных проектов России и Китая звучали в области генерации. Но дальше деклараций пока пошел единственный проект — Хуадянь-Тенинская ТЭЦ в Ярославле (51% владеет ТГК-2, 49% — Huadian; 450 МВт). Проект был заявлен в 2009 году, в декабре 2013 года стартовало строительство. Сейчас, поясняют в ТГК-2, на площадку доставлено основное оборудование (газовая турбина и генератор), идет монтаж котлов-утилизаторов. Завершение строительства намечено на декабрь. Но этот проект реализуется на условиях договора на поставку мощности, гарантирующего его окупаемость.

Почти все остальные проекты с Китаем ориентированы на экспорт электроэнергии. Наиболее масштабную декларацию по сотрудничеству с КНР сделало «Интер РАО», заявившее совместный проект с Государственной электросетевой компанией (ГЭК) Китая — Ерковецкую ТЭС мощностью до 8 ГВт на базе Ерковецкого буроугольного месторождения. Одним из вариантов является строительство четырех трансграничных ЛЭП 800 кВ в Китай. Но, как пояснили “Ъ” в «Интер РАО», пока подвижек по проекту ТЭС нет. Сейчас «Интер РАО» уже ведет экспорт энергии в Китай, но является лишь оператором поставок: на экспорт могут быть направлена избыточная выработка дальневосточных ГЭС и ТЭС.

Также пока не достигло договоренностей с Китаем и «РусГидро»: после летнего паводка на Амуре 2013 года компания предложила построить на его притоках несколько регулирующих ГЭС (сейчас список сокращен до четырех станций общей мощностью 1,76 ГВт). В октябре 2013 года «РусГидро» договорилось с китайской Sanxia о ее возможном участии в проекте, но эта договоренность пока не подкреплена даже соглашением. С китайской ChinaPower «РусГидро» собирается заняться строительством до 2020 года около 35 малых ГЭС, к концу года компании должны определить проекты. В мае соглашение о сотрудничестве с Dongfang подписало «РАО ЭС Востока» (входит в «РусГидро»). Оно предусматривает финансирование строительства Владивостокской ТЭЦ-2 (93 МВт), реконструкцию сетей и генерации на Дальнем Востоке, инвестиции в солнечную энергетику. Прогнозный объем инвестиций — 78 млрд руб.

Самым давним из непродвинувшихся энергопроектов стало СП «Евросибэнерго» Олега Дерипаски с китайской YangtzePower — YES Energo, о котором стороны договорились еще в 2011 году. СП планировало построить около 10 ГВт ГЭС в Сибири. Пока стороны лишь анализируют створы для возможных дамб. Другая структура Олега Дерипаски En+ совместно с Huaneng собирается строить угольные и газовые ТЭС на Востоке России, а также разрабатывать угольные месторождения для обеспечения нужд генерации, но конкретики здесь также нет. 

О цене сбыта электроэнергии в Китай договориться сложно, говорят собеседники “Ъ”: в России настаивают на долгосрочной договорной схеме, чтобы окупить инвестиции, но Китай требует поставок по регулируемым ценам, которые могут быть и ниже внутрироссийских. Ситуацию осложняет необходимость задействовать всех участников энергосистемы — генерацию, российские и китайские электросетевые компании, а также «Интер РАО», которое сейчас де-факто является экспортным монополистом в энергетике РФ. Китайская промышленность заинтересована в генерации в России: в КНР уже превышены квоты по выбросам парниковых газов из-за высокой концентрации угольных мощностей. Но с учетом часто противоположных интересов партнеров переговоры могут длиться годами, отмечает один из собеседников “Ъ”.

Наталья Скорлыгина, Анастасия Фомичева