16+
закупки_и_продажа.jpgконтакты.jpg
Пресс-центр

Комбинированная выгода (Бизнес и власть # Вологда)

31.07.2014
Комбинированная выгода (Бизнес и власть # Вологда)
Актуальная беседа с управляющим директором Главного Управления ТГК-2 по Верхневолжскому региону Андреем Саталовым о проблемах теплоснабжения, тарифах и альтернативных видах топлива.

- Андрей Рудольфович, вы возглавили Верхневолжское главное управление компании совсем недавно. Удалось ли вникнуть в специфику вологодской теплоэнергетики?

- Сказать, что я абсолютно во все вник, было бы с моей стороны несколько преждевременно, но информацией по большинству вопросов я владею. Имею возможность сравнивать ситуацию с теплоснабжением в Вологде с другими регионами. Тем более что, по сути, вопрос для меня не новый: в ТГК-2 я работаю уже 24 года, с 2011 г. возглавлял Главное Управление по Ярославской области.

Главная местная особенность - неэффективная цепочка платежей за поставляемую населению теплоэнергию. Оптовым перепродавцом тепла, производимого ТГК-2, является МУП "Вологдагортеплосеть", клиенты которой, управляющие компании, стабильно накапливают миллионные долги.

При этом население оплачивает коммунальные счета исправно и в большинстве случаев вовремя. Однако до производителя теплоэнергии эти средства не доходят. Мы не раз выходили с предложением к руководству города исключить ненужное звено - УК из платежной цепи, переведя МУП "Вологдагортеплосеть" на прямые расчеты с населением. Но пока наша инициатива не находит поддержки в мэрии Вологды. Хотя система прямых расчетов себя давно зарекомендовала: в регионах, где она применяется, производитель и поставщик тепла получают от населения до 98 % стоимости отпущенного ресурса.

Кроме того, могу констатировать и отрадный факт - вологодские теплосети находятся в более удовлетворительном состоянии, нежели, например, в Костромской области.

Тарифное дело - Действительно, в реконструкцию и ремонт сетей сегодня вкладывается немало средств.

Но состояние теплоэнергетики характеризуется и иными составляющими, например, загрузкой мощностей. Не так ли?

- Совершенно верно. Но в этом случае, думается, уместно будет рассматривать сезонные режимы работы Вологодской ТЭЦ - зимний и летний. Если речь идет о летнем режиме работы, то по выработке электроэнергии ТЭЦ загружена где?то на 80 %, что же касается тепловой энергии, то мощности парогазовой установки на этот период времени для обеспечения горячего водоснабжения вполне хватает. А вот зимой, когда идет отопительный сезон, без дополнительной тепловой мощности не обойтись. И ресурс для ее выработки на Вологодской ТЭЦ имеется.

При этом собственные магистральные сети не позволяют нам в полной мере увеличить поставку теплоносителя для новых крупных потребителей. Это обстоятельство сужает круг потенциальных потребителей, не давая нам полностью загрузить ТЭЦ.

В связи с тем, что наша задача, как любого коммерческого предприятия - увеличение рынка сбыта собственной тепловой энергии, то мы обратились в Региональную энергетическую комиссию с тем, чтобы нам был установлен для ТЭЦ тариф на присоединение новых потребителей. В данный момент открыто тарифное дело. И как только нам утвердят этот тариф, ТГК-2 начнет вкладывать деньги в расширение тепловых сетей, чтобы как можно больше потребителей тепла завести на наш энергоисточник.

В конечном итоге, это выгодно всей системе энергоснабжения города, поскольку введенный в текущем году на ТЭЦ новый энергоблок характеризуется высокой производственной эффективностью. Именно парогазовым установкам как наиболее экономичному оборудованию в Федеральном законе "Об энергосбережении..." отводится одна из основных ролей в развитии системы энергоснабжения страны.

- Вы всерьез считаете, муниципальная власть заинтересована отдать компании часть нагрузки, когда городские котельные "Вологдагортеплосети" загружены не на полную мощность?

- Любая муниципальная власть заинтересована в снижении затрат бюджета на субсидирование убыточных котельных. Но я бы не ставил вопрос именно в формулировке "отдать часть нагрузки". Он находится в плоскости развития конкуренции, а за этим следит антимонопольная служба. В конкурентной гонке должна выиграть та организация, чей тариф окажется наиболее низким.

- Каковы в таком случае конкурентные преимущества у Вологодской ТЭЦ?

- Комбинированная выработка энергии - тепло плюс электричество - существует по большому счету только на Вологодской ТЭЦ. Даже в том случае, если муниципалитет построит новую котельную, все равно тариф на тепловую энергию там не может быть ниже, чем у ТЭЦ с комбинированной выработкой энергии. В этом и кроется преимущество Вологодской ТЭЦ.

- Если следовать вашей логике, то и муниципальной власти настала пора строить объекты с комбинированной выработкой, даже в том случае, если вся выработанная электроэнергия расходуется на собственные нужды. Я правильно вас понял?

- Другого выхода я просто не вижу. Тем более высокий тариф на тепловую энергию имеет еще политическую подоплеку: эффективность котельных во многих муниципальных образованиях, как говорится, оставляет желать лучшего. Это приводит к неэффективному расходу бюджетных средств и росту социального напряжения, поскольку люди на таких территориях недовольны работой власти. Поэтому я считал и считаю, что муниципальной власти необходимо повсеместно внедрять объекты комбинированной выработки энергии, чтобы тепло и электричество производились одновременно. При этом и местному бюджету польза будет. Если, конечно, будет отлажена система платежей. Потому как в сегодняшней ситуации, сколь ни развивай генерацию, неплатежи управляющих компаний все усилия сводят на нет.

Топливная альтернатива - Наверное, не только в объектах комбинированной выработки кроется эффективность теплоснабжения. Тем более что с газовиками, как мы знаем, то и дело возникают различные трения из?за долгов по оплате ресурса. Как продвигаются дела с внедрением альтернативных источников топлива? Какова, на ваш взгляд, перспектива развития этого рынка?

- В последнее время я положительно оцениваю развитие нетрадиционных источников топлива для котельных. Они хороши для теплоснабжения жилых домов, находящихся вдалеке от централизованного теплоснабжения, а также в сельской местности, где котельные работают на угле или мазуте.

В целом нами изучен опыт по выработке тепла и электроэнергии от нетрадиционных источников. Например, в Ярославле строится жилой микрорайон под названием "Сокол". Согласно договоренности, ТГК-2 взяла на себя обязанность в определенное время начать поставку тепла к месту застройки.

Между тем тариф на присоединение объектов застройки дали с опозданием. Чтобы не подвести застройщиков, было принято решение об установке новой небольшой котельной, работающей на щепе, в непосредственной близости от строящихся зданий.

Надо заметить, для нас это был первый опыт. Изначально требовалось выяснить, какой теплоисточник в данном случае будет наиболее эффективен. Изучали опыт прибалтийских стран. Я лично смотрел, как у них устроены котельные, работающие на нетрадиционных видах топлива. Наиболее подходящим вариантом как раз и оказалась щепа - благо, что в нашем регионе этого топлива в избытке.

На пути к энергоэффективности - На протяжении многих лет в Вологодской области ведется дискуссия о целесообразности введения регионального усредненного тарифа. Как вы считаете, следует ли нам прибегать к такой мере?

- Вы затронули тему единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Думаю, что здесь имеется свое рациональное зерно, поскольку тарифы на тепловую энергию по всей области не будут разниться. С одной стороны, эта мера позволяет снять социальное напряжение на отдельных территориях, где находятся неэффективные источники теплоснабжения. Но при этом следует учесть, что рост тарифов на начальной стадии сдержать вряд ли удастся, поскольку в тариф попадут инвестиционные затраты.

Но говорить сразу о создании ЕТО в областном масштабе рано. Первым шагом на этом пути становится создание единой теплоснабжающей организации на уровне отдельных муниципальных образований. Пойти на такой шаг вынуждает сама жизнь. И неслучайно данная тема очень активно обсуждается в федеральных органах власти на различном уровне. Мы же, со своей стороны, активно принимаем участие в дискуссии, ведь, имея одного собственника в лице теплоснабжающей организации, можно планомерно оптимизировать теплоснабжение на территории, сделать его эффективным. Это происходит сейчас, например, в Ярославле, где в последнее время закрыто более десятка неэффективных котельных. Потребители тепла были переведены на сети ТГК-2, получив при этом более качественный ресурс. Создана и успешно функционирует ЕТО в Архангельске. При этом появилась гарантия надежности теплоснабжения, что является главной целью работы теплоэнергетиков и властей. - В Вологде тоже консервируются "лишние" муниципальные котельные. И делается это для оптимизации теплоснабжения, чтобы больше загрузить другие котельные.

- Это еще раз подчеркивает необходимость единого комплексного подхода к развитию теплоснабжения города. А вот в других городах муниципальные власти, имея даже неэффективные источники теплоснабжения с весьма высокими тарифами, зачастую не предпринимают шаги на пути к энергоэффективности. И причин на то несколько. Во-первых, содержание муниципальных котельных дает возможность ее руководителям постоянно проводить аварийно-ремонтные работы, средства на которые не заложены в городском бюджете, но имеются в избытке в раздутых тарифах для этих котельных. Во-вторых, такие организации создают некую видимость конкуренции на рынке теплоснабжения.

- И последний вопрос. В июле у Вологодской ТЭЦ возникли трения с поставщиками топлива из?за долгов за газ. Насколько мне известно, в Ярославле вашей организации удалось разрулить конфликтную ситуацию с газовиками. Как вам удалось это сделать, и что вы намерены предпринять здесь, в Вологде? - Все очень просто. Когда ярославские газовики нам стали выкручивать руки, уведомляя об ограничении объемов поставляемого газа, мы были вынуждены обратиться в прокуратуру. По исковому заявлению прокуратуры принято судебное решение, в котором определено, что вины компании в образовавшемся долге нет, поскольку вопрос возник из?за неплатежей потребителей теплоэнергии в адрес ТГК-2. В целом же подобные финансовые проблемы поставщикам топлива следует решать цивилизованным путем - в суде, а не с помощью "вентиля". Ведь в конечном итоге от таких действий газовиков страдают, в том числе, и добросовестные граждане - плательщики услуг.

Сейчас в Ярославле подобных ситуаций не возникает. Хотя проблема неплатежей окончательно не решена - в регионах деятельности нашей компании долги потребителей тепловой энергии перед ТГК-2 огромны и это затрудняет расчеты с газовиками. Тем не менее в текущем году ТГК-2 удается сдерживать рост газового долга и не допускать его накопления свыше двух расчетных периодов. То есть, если задолженность и возникает, то она, как правило, носит текущий характер. Важно отметить, решения суда, запрещающие газовикам ограничивать или прекращать поставки топлива на ТЭЦ, выносились и в других городах страны.

Что же касается Вологды, то здесь газовики заявили о готовящихся ограничениях еще до истечения двухмесячного срока накопления долга. Фактически у "Газпром межрегионгаз Вологда" нет законных оснований ограничивать газоснабжение станции. Видимо, это была акция, что называется, на устрашение. Поскольку долги всех потребителей Вологодской области за газ довольно велики, газовики, возможно, хотели посмотреть, насколько далеко они могут зайти и каким образом отреагируют региональные власти на ситуацию, когда вопросы экономических взаимоотношений двух коммерческих предприятий пытаются решить, не считаясь с интересами граждан. Благо, наша позиция по недопущению ущемления прав вологжан нашла поддержку - руководство области и прокуратура взяли вопрос под свой контроль.

В настоящее время ТЭЦ получает природный газ в объеме, достаточном для выработки необходимой городу тепловой энергии.