16+
закупки_и_продажа.jpgконтакты.jpg
Пресс-центр

ТГК-2 выступила на X ежегодной конференции «Российская энергетика» с предложениями по укреплению платежной дисциплины потребителей энергоресурсов

01.04.2016

Исполняющий обязанности генерального директора ТГК-2 Петр Зарубин отметил в своем докладе, что на фоне нестабильной экономической ситуации наблюдается рост задолженности перед компанией со стороны практически всех групп потребителей тепла и электроэнергии. Сейчас их общий долг перед ТГК-2 составляет 10 млрд руб., из них более 3,2 млрд руб. – невозможная к взысканию задолженность, то есть убыток. Данная тенденция носит общеотраслевой характер: неплатежи за тепло и электроэнергию угрожают финансовой стабильности всех генерирующих компаний. По данным Совета производителей энергии задолженность перед крупными генерирующими компаниями в настоящее время составляет за тепло более 201 млрд руб.,  с начала года наблюдается рост задолженности на 31,5 млрд руб., уровень оплаты составил 62,9%. По данным ассоциации «НП Совет рынка» задолженность на ОРЭМ на 29 февраля 2016 года составила 78,2 млрд руб., в том числе долги покупателей, лишенных статуса, составили 44,3 млрд руб. При этом проблема неплатежей кроется не в гражданах, которые в своем большинстве являются добросовестными плательщиками, а в недобросовестных управляющих компаниях и бюджетных потребителях, которые платят только в конце второго месяца задолженности или еще позже, тем самым фактически кредитуясь за счёт энергетиков.

«Управляющие жилищные компании либо на 2-3 месяца задерживают выплаты, либо не платят вообще, прибегая к всевозможным ухищрениям и уловкам. Конечно, ситуация понемногу начинает меняться к лучшему: благодаря усилиям Минэнерго в 2015 году был принят Федеральный закон №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов. Благодаря этому у энергетиков впервые появился реальный рабочий инструмент воздействия на неплательщиков. Вместе с тем, закон не решил главной задачи – искоренить злоупотребления со стороны управляющих компаний, усилиями которых в современном российском ЖКХ сформировался рынок мошеннических действий. Так, к примеру, один из наших должников,   управляющая компания ОАО «Управдом заволжского района» в г. Ярославле проработала несколько месяцев, создала долгов на несколько сотен миллионов рублей и обанкротилась», - подчеркнул Петр Зарубин. – «Единственным способом решения проблемы неплатежей является полное исключение посредников из платежной цепочки. В Архангельске и Северодвинске, где наша компания смогла перейти на прямые расчеты с жильцами многоквартирных домов, собираемость платежей резко повысилась», – добавил он.

Еще одна недоработка нового закона состоит в том, что многие его положения, направленные на укрепление платежной дисциплины, не распространяются на группу так называемых «неотключаемых потребителей», к которым относятся управляющие компании и бюджетные учреждения. Не решена и проблема разницы во времени между оплатой ресурсов и получения платежей с потребителей. В соответствии с Порядком расчетов за природный газ энергокомпании обязаны оплачивать 85% от планового объема потребления газа в текущем месяце, то есть, по сути, авансом. Однако потребители тепло- и электроэнергии рассчитываются с энергетиками по факту потребления, и денежные средства от них поступают в лучшем случае через 2 месяца, как правило же, – через 3 и более. Эта ситуация программирует хронический кассовый разрыв в финансах генерирующих компаний, закрывать который посредством дорогостоящих кредитов в текущих экономических условиях становится всё сложнее. В конечном счете, это приводит к снижению показателей ликвидности и платежеспособности энергокомпаний, и, как следствие, создает угрозу нарушения надежного и бесперебойного электро- и теплоснабжения потребителей, оттока инвесторов (и так немногочисленных в сфере теплоэнергетики), и, в конечном итоге, делает невозможным модернизацию энергообъектов.

В докладе исполняющего обязанности генерального директора ТГК-2 были озвучены конкретные предложения, направленные на устранение «белых пятен» в законодательной базе. В частности, в отношении недобросовестных управляющих компаний, представляется возможным повысить штрафы за просрочки платежей, ввести запрет на изменение организационно-правовых прав собственности и названий, запрет на трудоустройство руководящего персонала во вновь создаваемые новые управляющие компании. Также необходимо закрепить в Жилищном кодексе нормы перехода энергокомпаний на прямые договоры с собственниками жилья. Кроме того, ТГК-2 предлагает законодательно закрепить синхронизацию условий оплаты газа в адрес ресурсных компаний и тепла – в адрес генерирующих компаний, равно как и условия ограничения и прекращения отпуска газа и тепловой энергии.

Реализация предложенных мер значительно снимет остроту проблемы неплатежей за тепло и электронергию. Так, долг потребителей перед одной только ТГК-2 может снизиться почти вдвое. Сокращение задолженности перед энергетиками позволит приступить к так необходимой модернизации генерирующего и теплосетевого оборудования, что приведёт к улучшению качества и повышению надёжности теплоснабжения наших потребителей и в дальнейшем стабилизировать тарифы.


Справка:

ОАО «ТГК-2» создано в апреле 2005 года, является одной из крупнейших теплоэнергетических компаний Северо-Западного и Центрального федеральных округов России. ТГК-2 занимается производством электрической и тепловой энергии и реализацией тепла (пара и горячей воды) потребителям. Предприятия компании расположены в Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской и Ярославской областях РФ, и в г. Скопье (Македония). Производственные активы ТГК-2 включают в себя 12 ТЭЦ, 5 котельных, 4 предприятия тепловых сетей. Общая установленная электрическая мощность предприятий ТГК-2 – 2 560,6 МВт, установленная тепловая мощность – 8 832,2 Гкал/час.